Притяжение бездны | Как создавался «Титатник»

Морская обсессия Кэмерона.

Легендарный фильм «Титаник» часто ошибочно именуют фильмом-катастрофой. Но эта лента — нечто большее, чем просто очередной голливудский блокбастер. И история его создания — тому отличный пример… В виртуальное закулисье я вас и приглашаю.

ДО СЪЁМОК


Очевидно, что Джеймс Кэмерон давно положил глаз на владения Посейдона. В 1989-ом он снял гуманистически-инновационный «Бездна»; в марте 2012-го им была покорена Марианская впадина (Джим стал там первым гостем аж с 1960-го!); а действие сиквела «Аватар» решил переместить в пучины морей Пандоры.

Одной из граней этой его водной страсти является жгучий интерес к знаменитым кораблекрушениям. Так в 2002-ом для канала Discovery он даже снял документалку про гордость фашистской Германии — линкор «Бисмарк», потопленный в 1941-ом и ставший братской могилой для 2.000 моряков… И это при том, что сам «Бисмарк» пустил ко дну всего лишь один британский корабль.

Рейх Рейхом, но, как известно, самым известным объектом интереса Кэмерона стала катастрофа пассажирского суперлайнера «Титаник», со студенческой скамьи бывшая для него «Эверестом среди кораблекрушений». Кэмерон грезил экспедицией, и ему явилась шикарная идея: заставить Голливуд проспонсировать его авантюру. Более того, в 2010-ом году на пресс-коференции по случаю релиза фильма в 3D, Джеймс не то в шутку, не то всерьёз обронил:

Мне не столько хотелось сделать фильм, сколько спуститься к месту крушения.

news

Написав сценарий, Джим заявился к боссам «ХХ век Фокс», где изложил фабулу фильма как «Ромео и Джульетта на корабле». В ответ он услышал нечто типа «Оооооокееееей… Трёхчасовой романтический эпик – это как раз то, что нужно… А есть там перестрелки или погони? Есть там что-то в духе «Терминатора»?» Получив отрицательный ответ, студия всё же дала Джиму зелёный свет, т.к. надеялась на долгосрочное сотрудничество… Сотрудничество вышло и впрямь ну очень долгосрочным, ведь следующий совместный проект Кэмерон/Фокс случился лишь в упомянутом «Аватар».

Итак, нужно было обосновать необходимость натурных съёмок. Фильм решили начать с эпизода, где исследователи рыщут среди проржавелых останков былого величия в поисках алмаза. Но почему бы не сделать это в декорациях, с макетами и компьютерной графикой? На такое пошлое предложение Кэмерон ответил:

Если стоимость такой реализации будет икс рублей, то лучше потратить икс плюс 30 процентов и снять всё на месте взаправдашнего крушения!

Съёмки на воде стартовали в 1995-ом. За время «Атлантической» командировки Джим и Ко совершили более 10 погружений к обломкам Титаника, испытывая давление в 6.000 фунтов на квадратный дюйм и рискуя быть раздавленными из-за малейшей трещинки. Без инцидентов не обошлось: батискаф задел винтом корабль – никто не пострадал, но знаменитая парадная лестница, живописно показанная в фильме, была крепко повреждена.

stairs

Работа на глубине велась тщательная, и киношники провели с кораблём времени больше, чем сами пассажиры. В результате вся команда стала испытывать чувство глубокой несправедливости и скорби, ведь всё это произошло с реальными людьми, которые погибли. Джим это прокомментировал так:

Это не просто история, это трагедия. И я чувствовал огромную ответственность, стараясь правильно всё передать.

По завершении натурных съёмок, Джим сосредоточился на сценарии, желая почтить память погибших безупречной работой. Он привлёк историков, собрал и изучил гигантскую библиотеку, расписал схемы отношений команды и пассажиров, составил график последнего дня на лайнере… В таком темпе режиссёр проработал шесть месяцев. Общий же подготовительный период занял около пяти лет.

script

Закончив сценарий, Кэмерон выдал такой комментарий:

Все мои фильмы – истории любви. Титаник – не фильм катастрофа. Это любовная история на фоне исторического события. И когда любовь Джека и Роуз будет разрушена – зритель будет оплакивать её как реальную трагедию.

Но от слов – к делу. Заручившись помощью Ирландской судостроительной компании «Harlandand Wolff», Джим стал строить гигантские реплики Титаника. Благо, корабелы даже предоставили оригинальные чертежи посудины! А чтобы было куда это добро в натуральную величину поместить, в одном из мексиканских заливов арендовали 40 акров водной глади, а рядом выстроили бассейн на 17 млн. галлонов.

On-Set

Внутри было не менее эпично, чем снаружи. Комнаты, мебель, ковры, посуда, одежда, их цвета и дизайн – всё было воссоздано из натуральных материалов по фотографиям и чертежам. А для проверки результатов даже привлекли двух Титаниковедов! Более того, утварь предоставила компания «Уайт Стар Лайн»: та самая, что снабжала всем этим добром настоящий «Титаник»!

Итак, всё готово для того, чтобы начать вдыхать жизнь в этот оживший призрак. Камера. Мотор!

СЪЁМКИ


В роли Джека Доусона режиссёр видел только ДиКаприо. В претендентах ходили Кристиан БэйлТом Круз, Мэттью МакКоннахи (которого пропихивала студия – Джим запихнул его обратно) и даже… Маколей Калкин!

male

Список желающих вжиться в образ Роуз был куда внушительней. За роль бились Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Энистон, Николь Кидман, Кэмерон Диаз, Мадонна, Джоди Фостер, и, прости Господи, Шэрон Стоун!

female

Зловредного жениха Роуз должен был изобразить Майкл Бьен — завсегдатай фильмов Кэмерона: они работали в обоих «Терминаторах», «Бездне» и «Чужих». Другими кандидатами были Пирс Броснан, Эдриэн «Горец» Пол и Руфус Сьюэлл. В итоге роль отошла Билли Зэйну: уж очень он понравился Джиму в фильме «Фантом».

bad

Кстати, о Зэйне. Помните сцену его ссоры с Роуз? Так вот, девушка д.б. плюнуть в лицо ревнивца, для чего сначала хотели использовать яичный белок. В конце концов на физиономию Зэйна прыснули вазелином.

А вот первой совместной сценой, в которой снялись Лео и Кейт, стал эпизод с ню-портретом. Дело в том, что масштабные декорации всё ещё не были готовы, и Кэмерон чуть ли не из пальца высосал этот момент, лишь бы занять главных героев.

Между прочим, рисующие руки ДиКаприо принадлежат самому Кэмерону.

titanic-drawing

Занятно ещё вот что. Джим — левша, а Лео — правша. Поэтому на стадии постпродакшена делали инверсию кадра, чтобы всё было чин чинарём. Также инверсию делали самому Титанику, отчаливающему от британского порта: Джим снимал один борт, а настоящий Титаник в 1912 прислонялся к пирсу другим.

Как видите, Кэмерон точен до последней мелочи.

Кстати, о Джимовых закидонах. Его маниакальный и бескомпромиссный идеализм стал настоящей страшилкой для всей команды. «God damn it! Тhat’s exactly what I didn’t want!» — именно эту фразу было слышно на площадке чаще всего. Молодцом держался только Билл Пэкстон (исполнивший роль исследователя обломков): у Кэмерона он снимался в «Терминаторе», «Чужих», «Правдивая ложь» и знал, чего ожидать.

bill-paxton

Другим актёрам приходилось несладко.

Простуда и грипп, почечные инфекции и переохлаждение, переломы – со всем этим приходилось сталкиваться почти каждый день. Кейт Уинслет серьёзно повредила локоть и зареклась когда-либо вновь работать с Кэмероном. Гильдия киноактёров даже инициировала разбирательство на предмет обеспечения необходимых условий для команды, но санкций не применила.

Но иногда напряжение зашкаливало: команда даже предполагала, что у Кэмерона – раздвоение личности, и порой его мрачное альтер-эго начинает доминировать. Его тёмную сторону даже нарекли «Mij» — что есть палиндром от «Jim». Сам же он на все нападки отвечал так:

съёмки фильма – война. Война между бизнесом и эстетикой.

И как на любой войне, не обошлось без жертв. Таковой стала психика кого-то из персонала: бедолага не выдержал прессинга и, дабы проучить режиссёра-диктатора, отравил бадью с обедом. Итог – 80 пострадавших, полсотни госпитализированных. Но вероятной цели эта подлость не настигла: Джим успел стошнить до того, как дрянь подействует… Тем не менее, по описанию очевидцев, вид у Кэмерона был такой, будто он нюхал клей с 4-ёх лет… А коварного злодея так и не вычислили.

Titanic-3D-2

Эти и иные оказии увеличили как съёмочный период, так и расходы – «Титаник» стал первым фильмом с официально подтверждённым бюджетом в $ 200.000.000! Студия была в ярости, звучала идея увольнения Кэмерона и рестарт всего проекта, но Рубикон был пройден, и с такими затратами пути назад не было. В качестве утешения Джим предложил студии отказаться от своего процента от сборов.

Боссы восприняли это как насмешку – в кассовый успех ленты почти не верили.

ПОСЛЕ СЪЁМОК


Отснятый материал Кэмерон хотел снабдить прорывными визуальными эффектами, к созданию которых привлёк компанию «Диджитал Домейн». Именно этой конторе мы обязаны красотам лент «Правдивая ложь», «Аполлон 13», «Куда приводят мечты», «5-ый элемент», «Армагеддон», «Послезавтра», «Трансформеры», «2012», «Аватар», «Трон: Наследие», «Тор», «Реальная сталь», etc. Всего в копилке фирмы более 90 фильмов и 7 премий Оскар.

sfx

Панорамные виды корабля стали делать на фоне хромакея с использованием моделей-копий: одна — 14-метровая, вторая — 20-метровая. Последняя, кстати, могла переламываться пополам. Собранные модели искусственно «заселили» цифровыми человечками; над процессом был занят Боб Легато, который отсканировал лица актёров, каскадёров и даже мордахи своих детей. За труды он удостоился Оскара.

Но на стадии постпродакшена стояла задача не только изобразить потопление корабля, но и врывание водных масс в каюты и трюмы. Так, на Парадную лестницу ушло 340 тонн воды; всего же для съёмок затопления интерьеров было единовременно использовано 19 млн литров.

Отдельные требования были у Кэмерона к кульминационной сцене с креном и переломом лайнера:

Я хотел показать это как ужасающе хаотичное событие, каковым оно и являлось.

Поначалу Джим собирался снимать всё с живыми статистами и каскадёрами, для чего было привлечено около 250 человек. Но угроза здоровью показалась слишком явной даже для Кэмерона; в итоге – смертельные падения создавали уже потом с помощью цифровых технологий.

On-Set-Photos-titanic

По завершении работы над визуалом необходимо было позаботиться о мощном саундтреке. Джим хотел, чтобы музыкой к фильму занялась Энья, но её участия он не добился. Когда же режиссёр услыхал мелодии Джеймса Хорнера к ленте «Храброе сердце» – сомнения отпали сами собой. Парни уже работали вместе над фильмом «Чужие» – и это плохая новость. Почему? Памятуя давление со стороны Кэмерона, композитор зарёкся и уже 10 лет как держался стороной.

Кэмерон божился дать ему полную свободу в творчестве и сроках. Не желая испытывать судьбу и зная о любви Кэмерона к Энье, Хорнер писал музыку, вдохновляясь её работами. Песня «My Heart Will Go On» — тоже его рук дело. Её он написал тайком от Джима: ведь Джим был противником теории «заглавной песни» и не желал её вставлять даже в финальные титры. Но после прослушивания демки с вокалом Селин Дион – крепость пала.

horner dion

Сложные спецэффекты и мытарства с музыкально частью (Селин Дион тоже согласилась не сразу – её уговорил муж) значительно отодвинули премьерную дату: вместо лета (идеального времени для блокбастеров), фильм увидел свет зимой. Кстати, впервые его показали в ноябре на Кинофестивале в Токио: пресса тогда описывала реакцию как «прохладную». Но выпуск ленты в широкий прокат всё расставил на свои места.

Кстати, о местах.

— «Титаник» стал самым дорогим фильмом своего времени.

— «Титаник» стал первым фильмом, собравшим кассу в $ 1.000.000.000. Этот рекорд фильм удерживал более 10 лет, пока его не побил сам Кэмерон со своим «Аватаром».

— «Титаник» — единственный фильм, возглавлявший североамериканский прокат в течение 15 недель подряд. В течение 16 недель прокат возглавлял «Инопланетянин», но не подряд, а суммарно с ререлизом.

— «Титаник» — первый фильм с 1950-го, получивший 14 номинаций на «Оскар».

— «Титаник» — один из трёх фильмов в истории кино, удостоившийся 11 премий «Оскар».

— «Титаник» — рекордсмен продолжительности проката: он составляет 287 дней.

— «Титаник» — первый фильм в истории, удостоившийся «Оскара» как лучший фильм, где продюсер, сценарист, редактор и режиссёр – один человек.

— «Титаник» — первый фильм Кэмерона, где не присутствует/упоминается ядерный взрыв.

titanic-love

ПС: к настоящему времени лента «Титаник» имеет в копилке около 150 (!) наград и номинаций, более $ 2.000.000.000 прокатных сборов и международную армию преданных поклонников, которая продолжает расти. Согласитесь, неплохо для фильма, который планировался как прикрытие для исследовательских планов этого одержимого бородача… Спасибо тебе, Джим!


Копирование материалов возможно
только c указанием активной ссылки на geexfiles.com.

Алексей Турчин

Алексей Турчин

Пришел сюда жевать жвачку и рассказывать про кино... и всю жвачку уже пережевал.
Алексей Турчин
Alex Turchin

About Алексей Турчин

Пришел сюда жевать жвачку и рассказывать про кино... и всю жвачку уже пережевал.