Сафари на людей: как снимали «Хищник»

Welcome to the jungle, ugly motherfucker!

В 1985-ом году на экраны выходит уже 4-ая по счёту часть фильма о несгибаемом боксёре Рокки Бальбоа. Добоксировав аж до Советского Союза, Рокки постепенно стал объектом шуток: в Голливуде подтрунивают, что теперь ему осталось сразиться только с инопланетянином. Но пока все смеялись, братья Джим и Джон Томасы решили выжать из этой идеи максимальный эффект. В соавторстве друг с другом они пишут сценарий под рабочим названием «Охотник»/«Hunter» и в том же 1985-ом отправляют его в студию 20th Century Fox, где рукопись попадает продюсеру Джоэлу Сильверу. Он только что закончил работу над боевиком «Коммандос», и общее видение грядущего фильма у него уже наклёвывалось. Первым делом Сильвер уговорил занять режиссёрское кресло Джона МакТирнана, к слову, ранее отказавшегося снимать уже упомянутый Коммандос.

1. КАСТИНГ

Начался подбор актёров. Главную роль Сильвер предложил Арнольду Шварценеггеру, который так отозвался о сценарии:

«Я всегда ищу в сценарии хорошую идею, т.к. большинство сценариев – калька. Все хотят мгновенной славы: за уик-энд настрочили чего-то, потому что перед всеми пример Сталлоне с его Рокки. Но этот сценарий – совсем другое дело! Правда, упор был только на меня и пришельца. Поэтому мы решили ввести целый спецотряд – так было бы намного эффектнее и достовернее, я думаю. Мне приглянулась мысль, что фильм начнётся как приключенческий экшен, а затем трансформируется в научно-фантастический хоррор».

Predator (1)

На роли бойцов элитного отряда планировалось взять, без преувеличения, настоящих мужиков. Образ ЦРУшника Диллона без раздумий отдали Карлу Уэзерсу, игравшему боксёра Апполо Крида: того самого, который отправил в нокаут выскочку Бальбоа. Образ громилы-пулемётчика Блэйна достался Джесси Вентуре – настоящему ветерану Вьетнама, знатному рестлеру (!) и, в будущем, губернатору Калифорнии Миннесоты. Для него это был его актёрский дебют.

Predator (2)

Также ветераном Вьетнама был Ричард Чавес, застолбивший за собой роль Пончо. Билл Дьюк перекочевал в ленту из «Коммандос», где сыграл негодяя Кука; а Сонни Лэндэм, будучи индейцем чероки, закрепил этническое разнообразие картины. Кстати, условием его участия было постоянное присутствие телохранителя, оберегавшего других актёров от самого Сонни – большого любителя подраться.

Predator (3)

Также Сильвер уговорил студию добавить ещё одного бойца – связиста Хоукинса, роль которого, в качестве благодарности за сценарий к «Смертельному оружию», предложили сценаристу Шейну Блэку (впоследствии он напишет скрипты к «Последний бойскаут», «Долгий поцелуй перед сном»? «Поцелуй навылет», который реанимирует карьеру Роберта Дауни Мл. и позволит отбить роль Железного Человека у Тома Круза). В качестве доп.миссии Блэк должен был приглядывать за МакТирнаном – всё-таки до этого Джон снял только один фильм.

Predator (4)

Кстати, режиссёром и сценаристом триквела приключений Железного Человека тоже является… Шейн Блэк!

Определившись со спецотрядом, студии необходимо было подыскать того, кто воплотил бы образ существа, способного играючи разобраться с такой командой мечты. Первоначально образ антагониста представлялся как некий проворный ниндзя. Идеальным кандидатом, обладающим навыками боевых искусств, виделся восходящая звезда боевиков Жан-Клод Ван Дамм. Когда же стартовали съёмки, стало очевидно, что на фоне богатырей Уэзерса, Вентуры и Шварценеггера, «брюссельский мускул» просто теряется. Но и у самого Ван Дамма были претензии: в костюме было очень жарко, и актёр постоянно находился на грани обморока. Спустя всего два дня съёмок, Жан-Клод покидает проект.

Predator (5)

Вакантное место занимает Кевин Питер Холл, чьим неоспоримым козырем был внушительный рост – 218 см. Подарить голос инопланетянину попросили канадца Питера Клэйвера Каллена (голоса Гремлинов и Оптимуса-Прайма – его заслуга). Кален поначалу отказывается, но, увидев лицо космического пришельца без маски, сразу же даёт согласие.

Predator (6)

2. СЪЁМКИ

Из-за обязательств Арни на других проектах, начало съёмок несколько раз переносилось. С другой стороны, Сильвер использовал это время, чтобы ещё больше доработать сценарий. Во 2-ой неделе апреля 1986-го съёмки стартовали в джунглях Мексики. Но уже к 25-му апреля Шварценеггер улетает в штаты на собственную свадьбу: следующие 2 недели Арни и его супруга Мария Шрайвер проведут на Карибском острове. С 12 мая работа над фильмом возобновилась.

Predator (7)

За время съёмок Арни и МакТирнан сбросили более 11 кило: и если для первого это было профессиональным выбором, то режиссёр страдал от жуткой диареи. Впрочем, как и остальные члены съёмочной группы: виной всему было ужасное качество воды в мексиканском отеле.

Predator (8)

Съёмки вообще проходили не гладко. Вопреки расхожему заблуждению, в джунглях было холодно – все согревались под постоянно работающими специальными лампами. Арни вволю наплавался в ледяной воде и, в общей сложности, проходил вымазанным в грязи 3 недели. А Питер Холл не мог чётко видеть сквозь слои масок и грима: все движения в кадре он делал скорее по памяти, так что Арнольд не даром сетовал, что его противник размахивал перед его лицом когтистыми лапами, считай, наугад. Позже в интервью Питер Холл пошутил: «Это было не кино, это была история о выживании каждого из нас».

Predator (9)

3. СПЕЦЭФФЕКТЫ

Boss Film Studios – именно им выпал шанс создать внешний вид Хищника. Эскизы и макет, представленные МакТирнану, получили одобрение. Но загвоздка была в том, что отдельные части готового костюма должны были приводиться в действие посредством аниматроники, а актёру нужно было висеть на тросах. Но ведь Хищнику предстояло бегать, лазать по деревьям и плавать, так что режиссёр дал этому варианту от ворот поворот. И слава Богу: иначе Хищник походил бы скорее на собаку с огромными жёлтыми глазами и полуметровой шеей.

Predator (10)

Производственный процесс снова забуксовали. Джоэл Сильвер срочно обращается к Стэну Уинстону, ранее работавшему с Арни в «Терминаторе». Стэн решает сделать не просто тварь и чудовище, но полноценного героя фильма. Хоть и довольно своеобразного. Сам Уинстон дал весьма красноречивые комментарии: «Во-первых, пауза в съёмках затянулась: все ждали Хищника, чтобы продолжить работу. Во-вторых, нам не хотелось повторить судьбу Boss Film Studios. В-третьих, я не мог подвести Арни».

Predator (11)

Приняв предложение, Уинстон улетает в Японию на премьеру «Чужих». Над эскизами он работал прямо во время перелёта. Наброски увидел находившийся на борту Джеймс Кэмерон, предложивший «наградить» Хищника мандибулами – жвалами, прямо как у насекомых – которые и стали неотъемлемой частью его образа. Особенностью маски-лица Хищника была съёмная передняя часть: ведь большую часть времени оно скрыто под маской, а зубастая «накладка» приводилась в действие посредством аниматроники.

Кстати, такое инкогнито позволило Холлу сыграть в фильме 2 роли: пилот спасательного вертолёта в конце картины – тоже он.

Predator (12)

Снявшись в джунглях, Хищник перекочевал в студийные павильоны. Здесь занимались созданием эффекта невидимости, для чего Холл облачался уже в красный костюм и повторял свои движения, отснятые в Мексике, уже на фоне зелёного экрана. «Тепловое» видение имитировалось съёмкой спаренными камерами: обычной и инфракрасной, а готовая картинка получалась из совмещения кадров на оптическом принтере. Кстати, когда Хищник рассматривает убитого Мэком скорпиона, в тепловизоре можно увидеть дату съёмок сцены: 22.05.86. Кровь получили из смеси люминесцентной краски и мази. Сцену прибытия Хищника на Землю сделала студия Dream Quest Images, которые впоследствии делали спецэффекты для «Бездны» и «Вспомнить всё».

Predator(12)

4. ПОСЛЕ СЪЁМОК

Премьера картины состоялась 12 июня 1987 года: за премьерный уик-энд фильм заработал $12.000.000, что стало лучшим годовым показателем для не-сиквела (круче был лишь «Полицейский из Беверли-Хиллз-2»). Итоговые сборы составили около $100.000.000, что много-много раз покрывало пятнадцати миллионный бюджет. Но интерес зрителя не разделили критики: фильм получил разгромные отзывы за простоту сюжета и жестокость.

Predator (13)

Но большое видится на расстоянии: уже к нулевым такие авторитетные издания как Empire и Entertainment Weekly, а также Американский институт кино стали включать «Хищник» в свои списки лучших, отводя ему далеко не последние места.

5. ЭПИЛОГ

Отрицать появление на сай-фай небосклоне нового киногероя, равно как и техническое изящество фильма, не смог никто – лента номинировалась на Сатурн и Оскар. Заручившись такой всесторонней раскруткой, картина получила продолжение с Дэнни Гловером, три спин-оффа («Хищники» с Эдриэном Броди, дилогию «Чужие против Хищника») и впечатляющий багаж из книг, комиксов, видеоигр и многочисленной атрибутики.

Predator (14)


Запоминающиеся и яркие образы бойцов спецотряда, хлёсткие диалоги, великолепная музыка Алана Сильвестри, густая атмосфера преследования и страха, шикарная операторская работа Дональда МакЭлпайна, эпичное противостояние не на жизнь а на смерть и нереальный в своей ужасной красоте хищник сделали первоисточник произведением, остающимся непревзойдённым и поныне.


Копирование материалов возможно
только c указанием активной ссылки на geexfiles.com.

 

Алексей Турчин

Алексей Турчин

Пришел сюда жевать жвачку и рассказывать про кино... и всю жвачку уже пережевал.
Алексей Турчин
Alex Turchin

About Алексей Турчин

Пришел сюда жевать жвачку и рассказывать про кино... и всю жвачку уже пережевал.