Зарождение Силы: как снимали первые «Звёздные войны»

История создания самой легендарной Саги. Полная версия

ДО СЪЁМОК

По причине:

— мифологизации вещей и событий, имеющих огромное значение для колоссального числа людей;
— прошествии без десяти полувековой громады времени;
— разрозненных заявлений самого Джорджа Лукаса

на сегодняшний день не существует единодушно одобренной Партией версии, которая чётко объяснила бы нам чудо возникновения идеи создания «Звёздных войн». Например, сам Лукас упоминал об озарении на стадии работы над своей первой полнометражкой «THX 1138»; его друзья намекают на куда более раннее просветление, уходящее корнями в давнишнюю привязанность Лукаса к столь любимой Марком Уолбергом вселенной Флэша Гордона. Но больше всего мне нравится версия, что «Star Wars» — это своеобразное переосмысление картины «Апокалипсис сегодня», которую Лукас лично собирался снимать во Вьетнаме в самый разгар войны.

Star Wars (1)

Идеи — идеями, а вот реальные действия имеют весьма конкретную привязку к дате. И если Днём рождения Саги является май ’77-го, то, скажем так, Днём её зачатия является апрель ’73-го. Именно 17-го числа Лукас приступил к написанию.., нет, даже не сценария, а коротенькой истории о живущем с гномами (!) пареньке, воспитываемом в примерного падавана (в 1-ых версиях сценария — падавААн) уважаемыми джедаями-бинду… В то время Джордж мог себе позволить вволю пофантазировать: на фестивалях и в прокате только что хорошо прошёл его второй фильм – «Американское граффити» — и у молодого режиссёра был карт-бланш на проект мечты.

Star Wars (2)

Сжав синопсис этой самой мечты до двух страниц печатного текста, Лукас отправился по студиям, но получил от ворот поворот с формулировкой «слишком запутанно»: простая на вид история была мощно перегружена придуманными автором именами и терминами… Конечно, ничто даром не пропало и всё это было использовано потом (придуманный одним из первых Мэйс Винду появится спустя 20 лет в новой трилогии), но на том этапе Лукасу пришлось заправлять в свою печатную машинку новый чистый лист.

Star Wars (3)

Со второго захода дела пошли куда лучше: возможно, секрет в том, что Джордж просто напросто слямзил сильно вдохновился сюжетом фильма Акиры Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости». Под переработанный синопсис ему тут же удалось выбить аж $150.000, которые он сам называл «инвестициями не фильм, но в меня», намекая на то, что студию больше вдохновила не его история, а его энтузиазм.

Star Wars (4)

К маю 1974-го был готов сценарный скелет №2: теперь в нём были Джедаи с Ситхами (кстати, слово Джедай происходит от «Jidai Geki» — разновидности японской мыльной оперы о самураях); появляется Кореллианский контрабандист Хан Соло (правда, пока что как безносый зеленокожий громила-пришелец с жабрами) и Чубакка (срисованная с собаки Лукаса). С главным героем пока была неопределённость: Лукас всерьёз подумывал сделать Люка бывалым Генералом или даже женщиной!.. И, самом собой, появляется Дарт Вейдер, но тогда он был весьма далёк от образа мегазлодея.

После значительного перерыва (Лукас параллельно был занят в других проектах), работа над сценарием возобновляется в январе 1975-го. Но история по-прежнему содержит существенные отличия в описании героев от того, что мы знаем сегодня. Так, образ главного героя должен был раскрываться через отношения с многочисленными братьями. А звать Люка и вовсе должны были не Скайуокером, а Старкиллером… Нет, серьёзно, Джордж так и написал  — «Старкиллер».

Окончательный писательский рывок происходит с августа по январь: появляются версии №3 (с гордым названием «Звёздные Войны: приключения Люка Старкиллера») и, ставшая итоговой, версия №4, которую хотели назвать не то «Приключения Люка Старкиллера», не то «Сага I: Звёздные Войны»… Кстати, на определённом этапе сценарий помогал писать Брайан Де Пальма, он же принимал участие в кастинге.

Итак, имея безымянный сценарий и $8.250.000 (которые он чудом выбил у нового главы студии), Лукас приступает к кинопробам. На роль Люка Де Пальма предлагал Уильяма Кэтта, которого он снял в «Кэрри» (внимательные зрители видели Кэтта в «Докторе Хаусе»), но в итоге режиссёр практически без раздумий отдал роль 25-летнему Марку Хэмиллу.

Star Wars (5)

С образом Принцессы Леи было кудааааа сложней. Сисси СпэйсекГленн КлоузДжессика ЛанджМэрил СтрипСигурни УиверКим Бэйсингер, Кэтлин ТёрнерДжина Дэвис, Мелани Гриффит  в общей сложности за роль боролось более 30 (!) актрис! Но досталась она Кэрри Фишер, которую идти на пробы чуть ли не заставил её друг-актёр Мигель Феррер, с которым они вместе читали сценарий. Самое интересное, что единственный персонаж, которого она жгуче захотела сыграть, был… Хан Соло!

Star Wars (6)

Хан наш Соло. Как вы помните, он должен был быть зелёным пришельцем, но ближе к съёмкам Лукас решил сделать его… чёрным! Но не пришельцем, а человеком. И только на пробы потянулись потомки освобождённого Джанго, как Лукас вновь меняет решение – «Хочу белого мужчину!»… В очередь вмиг выстроились самые разные мистеры: от Ника НолтиКристофера УокенаПачиноДеНироНиколсонаСлая и Курта Рассела , который даже проходил кинопробы…

…до Стива МартинаЧеви ЧейзаБилла МюрреяТраволты и даже Роберта Инглунда! Но всех их обошёл удачливый плотник Харрисон Форд (который, опять таки, снимался у Лукаса в «Американском граффити»)… Кстати, образ Хана Соло был во многом списан с друга Лукаса – некоего Френсиса Форда Копполы… Ну, у которого ещё дочка режиссёр.

Star Wars (7)

Роль старца-джедая Оби-Ван Кеноби (чьи молодые годы в новой трилогии изобразил Юэн МакГрегор) режиссёр очень хотел отдать Тосиро Мифунэ — любимому актёру Акиры Куросавы, чьими работами, как я уже упоминал, наверняка вдохновлялся сам Лукас. Другим кандидатом был извечная головная боль хаммеровского Дракулы — Питер Кушинг. Но ни Ван Хельсинга, ни японца заполучить так и не удалось — зато раздобыли очень непростого англичанина: оскароносного рыцаря, сэра Алека Гиннесса, который хоть и со скепсисом относился к фантастике, но принял предложение под впечатлением от уже упоминавшегося выше «Американского граффити».

Star Wars (8)

Кстати, имя Оби-Ван Кеноби – не простой набор красивых звуков. Лукас составил его из вполне осмысленных компонентов: слог Оби означает распространённый в Вест Индии, Африке и в Южной Америке языческий ритуал, что-то сродни колдовским практикам; Ван – архаичное обозначение тьмы и грусти; Кен – подружка Барби знания и диапазон видения… И откууууда он всё это выковырял?

Star Wars (9)

Как обойти вниманием самого Дарта Вейдера? На роль антагониста пригласили ещё одного жителя Туманного Альбиона — бывшего атлета, двухметрового Дэвида Проуза. Между прочим, персонаж Дарта был придуман Лукасом одним из первых.

Star Wars (10)

А тройка оруженосцев? С3-РО был сыгран Энтони Дэниелсом, благодаря британскому акценту которого робот, описанный в сценарии как «типчик, схожий манерами с продавцом подержанных авто», приобрёл черты чопорного дворецкого. Крошечного R2-D2 изобразил ещё один подданный Её Величества – Кенни Бейкер, чей рост – чуть выше 110 см! Кстати, парочку милых роботов Лукас хотел назвать А-2 и С-3.

Star Wars (11)

Star Wars (12)

Роль Чубакки отошла обычному больничному санитару Питеру Мэйхью всего через десять секунд после встречи с Лукасом. Всё, что Питу пришлось сделать – встать из-за стола: 220 см роста, знаете ли. Кстати, в лагере последователей вселенной стыдно не знать, что имя Чубакки созвучно со словом sobaka. То же касается и Джаббы-zhaba… Казалось бы, при чём тут русские?

Star Wars (13)

Итак, собрав под своим крылом такую пёструю публику, Лукас был готов, сломя голову, ринуться в смелый бой за право войти в вечность. Бой ему и впрямь предстоял серьёзный, ведь студия была настолько уверена в ожидавшем её коллапсе, что начала переговоры о продаже прав на картину. Ту самую, которая первой в истории преодолеет планку в $ 300.000.000 и станет оглушительным поп-культурным феноменом.


СЪЁМКИ

Решив кастинговые вопросы, режиссёру предстояло создать вселенную, в которую можно было поместить всех своих актёров. С досадой обнаружив, что отдел спецэффектов студии XX век Фокс распущен, Лукас основывает компанию ILM: Industrial Light & Magic, производственные мощности которой расположились… на обычном складе в крохотном калифорнийском городке Ван Найс!

Столь скромное начало не помешало ILM стать истинными пионерами: первый в истории полностью трёхмерный персонаж — разумная вода-колбаса в «Бездне»; первый в истории главный трёхмерный персонаж — Т-1000; первые в истории трёхмерные животные и динозавры в «Парке Юрского периода» — всё это и многое другое на совести ILM! На сегодняшний день ILM создала спецэффекты к таким хитам как «Мстители», «Люди в чёрном III», «Хранитель времени», «Супер 8», «Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2», «Октябрьское небо», «Звёздный десант», «Титаник», «Лабиринт», «Инопланетянин» — всего более 300 фильмов! Неплохо для ребят, начинавших в сарае, правда?

Кстати, любитель разрушить какую-нибудь легенду Джейми Хайнеман и режиссёр таких нетленок как «Джуманджи» и «Дорогая, я уменьшил детей» Джо Джонстон– выходцы из ILM! Более того, Бобба Фетт и Йода, такими, как вы их знаете, созданы именно Джонстоном: именно он разработал и довёл до ума концепцию их «лука».

Star Wars (14)

Вернёмся к съёмкам.

Фраза «Мотор!» впервые прозвучала на тунисской земле, и было это 22 марта 1976-го. Очень скоро в процесс съёмок вмешался всесильный полковник Каддафи. Лидеру Джамахирии не понравилось, что у его границ располагается какая-то подозрительная военная техника. Не желая конфликтовать, правительство Туниса вежливо попросила Лукаса переехать. А подозрения ливийского правителя вызвал…Jawa sandcrawler – корабль работорговцев!

Star Wars (15)

Увы, проблемы только начинались: постоянно сдыхала электрика, были проблемы с декорациями. Вдобавок ко всему в пустыне, где шли съёмки, начался многодневный ливень… впервые за 50 (!) лет! Лукас решает перебраться в комфортную студию под Лондоном… Кстати, и по сей день в Тунисе работает отель, где снимались некоторые интерьерные сцены дома Люка. А располагается отель в небольшом городке… Татуин!

Star Wars (16)

Оставив Тунис позади и выстроив в Англии декорации, Лукас пришёл к интересной мысли: почему бы не показать футуристические локации/реквизит/etc не космостерильными, а, как он сам говорил, «загаженными». Идея состояла в том, чтобы всё выглядело обжитым, причём довольно давно. Так, по R2-D2 прошлись пилой, вываляли в пыли и отпинали… Но и тут были проблемы, которые пришли откуда не ждали: однажды вечером на площадку заглянула бригада уборщиков, которая тщательно вылизала всю грязь – на утро Лукасу опять пришлось наводить всю красоту.

Однако трудности были не только внешними – на борту тоже было не всё гладко. Лукаса высмеивали за глупо выглядящих персонажей и общую странность происходящего, причём охотнее всех зубоскалили… его же актёры! Форд, например, недоумевал от великана в костюме обезьяны, булочек на голове Леи и убойных диалогов, которые «можно написать, но произносить вслух этот shit просто невозможно!».

Режиссёр в долгу не оставался — недовольство было взаимным. Видению Лукаса не соответствовала отснятая картинка, декорации и костюмы. Он стал редко общаться с актёрами и всё, что от него было слышно, это «Быстрей!». Однажды Лукас разорался так сильно, что потерял голос; его команда тут же подарила ему табличку с одним единственным словом – «FASTER!».

Star Wars (17)

С такими «успехами» Джордж перестал укладываться в сроки и смету (её в итоге превысили на $3.000.000!!) – студия обрывала его телефон, грозясь закрыть проект. Видя, что капитан впадает в депрессию, команда стала подбадривать его, пытаясь заставить хоть изредка улыбнуться. Но перфекционист и трудоголик  Лукас таки заработал диагнозы «гипертония и истощение» и загремел в больницу.

Но приятные моменты всё же случались. Так, в одной из сцен из-за неправильно поставленного света через одежды принцессы Леи отчётливо стала видна её грудь… Как позже отшучивалась Кэрри Фишер «Насколько мне известно, в космосе не носят нижнее бельё».

Star Wars (18)

Кстати, об одеждах.

Знаменитый костюм Дарта Вейдера был разработан на основе одежд воинов-бедуинов дизайнером Ральфом МакКуорри (именно он создал убедившие студию промо-арты наподобие тех что были в «Арго»). Так вот Ральф шил-кроил с мыслью о том, что в подобных одеяниях Дарт мог бы даже парить в невесомости. А вот почему злодей ходит в нём всегда – объяснялось лишь в сиквеле. И, да, легендарная маска – она была столь велика даже для великана Проуза, что на его лице её закрепляли специальной пеной.

Star Wars (19)

К слову, на экране злодей из злодеев блистает жалких для личностей такой величины 12 минут! 12 невзрачных минут. Почему невзрачных? Да потому, что легендарный «Имперский марш», сопровождающий любое его появление, был попросту ещё не написан и в первом фильме не звучал!

Пока Дэвид Проуз потел в тишине, Харрисон Форд и Марк Хэмилл веселились во всю. Форд, например, не всегда удосуживался учить текст и порой занимался чистой импровизацией. Но дуракаваляния Форда и Хэмилла сразу прекращались, когда на площадке появлялся Сэр Алек Гинесс: он на них действовал очень организующее.

Star Wars (20)

Увы, Силы организации хватало не всегда. Или не всем: во время съёмок не обходилось и без инцидентов.

В эпизоде «мусоросборник», Хэмилл задерживал дыхание, спасаясь от  зловоний, и так расстарался, что у него лопнул глазной капилляр, да так, что в последующих сценах его приходилось снимать всё время с одной стороны. Ну, глаз зажил, а вот Чубакке повезло меньше: костюм пропитался смрадом, который до конца съёмок так и не вывели… Кстати, студия порывалась заставить Лукаса одеть Чуи в шорты – видите ли, их смутил этот косматый срам.

Star Wars (21)

Косматый срам так и остался неприкрытым, зато лампочку и пистолет 19-го века прикрыли так качественно, что первая превратилась в световой меч (его рукоять как раз деталь лампы-вспышки, сдобренная резиной и петельками; лампу эту можно купить и поныне… за баснословные деньги, конечно); а второй – в бластер Хана Соло (под слоем «грима» можно найти обычный Маузер).

Star Wars (22)

Кстати, снимал Лукас всё это маскарадное великолепие на камеры VistaVision. Нет, не потому что они были какие-то крутые: просто Лукас смог арендовать лишь такое старьё родом из 50-ых. Зато потом такие камеры просто взлетели в цене!


ПОСЛЕ СЪЁМОК

По завершении съёмок наступил черёд монтажа. Увидев, что в итоге получается, Лукас пришёл в ужас: сцены выглядели неэнергичными, с каким-то сонным книжным темпом. Более того, в первой версии использовались совершенно другие варианты дублей сцен, а общее число «совпадений» с каноничной версией достигало жалких 40%!

Горе-монтажёр тут же лишился работы. По совету своего приятеля Скорсезе, Лукас прибегает к услугам кудесницы монтажа, чьей работой в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Мартин был очень доволен… Доволен остался и Лукас, да так, что даже взял мастерицу в жёны.

Star Wars (23)

Тем временем в ILM колдовали над спецэффектами. Но количество требовавших обработки сцен было столь велико, что вместо положенных  6 месяцев работы грозили растянуться на год. Вырос на треть и бюджет. Желая смотивировать команду и показать то, что бы ему хотелось видеть в итоге, Лукас регулярно устраивал просмотры старых записей воздушных боёв. Кстати, пять из восьми миллионов бюджета «съела» ILM, и половина этих денег ушла на эффекты к 4-ём сценам.

Star Wars (24)

Большая работа предстояла и по озвучке. Была создана внушительная библиотека звуковых эффектов, которую Лукас прозвал «органическим саундтреком». Так, бластер озвучили обрубаемым высоковольтным  проводом; а ставшее каноничным звучание светового меча создали из микширования гула холостого хода 35-мм кинопроектора и оголённого кабеля.

Star Wars (25)

Голос Чубакки – это компиляция из рычания льва, тигра, собаки и даже моржа: из них потом монтировали слова и целые фразы. Особый вклад внёс медведь-гризли из местного зоопарка.

С парочкой дроидов тоже повозились. Голос для С-3РО искали среди 30 кандидатов, пока один из них не намекнул Лукасу, что прононс самого Дэниелса (игравшего С-3РО) весьма неплох. На том и порешили. Что касается звуков, издаваемых R2-D2, то это – пропущенные через синтезатор голоса Бейкера (игравшего R2), Лукаса и даже младенцев.

Если С-3РО повезло оставить свой голос, то Вейдер оказался в двойном пролёте.Во-первых, Лукасу очень не нравился Бристольский акцент Проуза (на съёмочной площадке его даже величали Дарт Фермером). В итоге за него говорит оскароносный король Замунды, заклятый враг Конана и Муфаса всея Диснея —Джеймс Эрл ДжонсВо-вторых, знаменитые сипы-хрипы – тоже не принадлежат Вейдеру: они принадлежат  мастеру по звуковым эффектам, который записал своё дыхание через систему подачи кислорода в аквалангах.

Star Wars (26)

Несмотря на то, что Джонс и Проуз никогда не встречались лично, Проуз по сей день таит обиду, называя поступок Лукаса «расизмом наоборот»: мол, в касте не было чернокожих и пригласив Джонса, режиссёр выкрутился перед студией…

Не знаю, насколько искренен Проуз, но эта нарезка сцен, в который Вейдер говорит оригинальным голосом смешна до безобразия: и вправду, Дарт Фермер.

Разобравшись с голосами всего и вся в фильме, Лукасу предстояло наделить голосом сам фильм. Сначала он хотел использовать только классическую музыку (по примеру «2001: Космическая одиссея»). Но Спилберг познакомил его с Джоном Уильямсом, который и создал легендарный саундтрек, тоже ставший классикой современности.

Star Wars (27)

Не могу не сказать пару слов о Уильямсе. Удивительный дар владения семью нотами позволил создавать такую музыку, которая сама по себе – достояние Республики: темы из «Челюстей», «Звёздных войн», «Индианы Джонса» или «Парка Юрского периода» тому подтверждение… “John Williams is a man!!” (c)

Итак, фильм был готов. Студия хотела выпустить его к Рождеству ’76-го, но из-за задержек релиз сдвинулся к маю ’77-го. Боссы негодовали и боялись конкуренции с новой работой Бёрта Рейнольдса. О, какие недальновидные глупцы! Премьера «Star Wars» просто взорвала бокс-оффис!

Фильм не просто побил рекорд «Челюстей», которые первыми в истории собрали $100.000.000. Фильм побил этот рекорд трижды (!) и оставался недосягаемым лидером до выхода «Инопланетянина», а после ререлиза в 90-ые вернул себе пальму первенства… Правда, ненадолго… «Титаник», знаете ли. Кстати, баснословная выручка позволила студии ХХ век Фокс в следующем году выпустить вместо обычных 20 фильмов – меньше десяти.

Вслед за кассовым успехом пришло и признание критиков, чьи восторги осыпали Лукаса и его команду 11-тью (!) номинациями на Оскар, 7 из которых Джордж увёз с собой. К слову, это единственная из всех частей Саги и первый сай-фай в истории, который боролся за звание Лучший фильм года.

Star Wars (28)

С такой-то славой взрывная волна от фильма начала распространяться на всё вокруг. Так, именно «Звёздные войны» породили индустрию мерчандайза, которая ранее была в зародышевом состоянии. Примечательно, что студия не хотела много платить Лукасу и согласилась отдать ему чуть ли не все права на сопутствующие товары. Надо ли пояснять, что из-за недальновидности руководства Джордж быстро сколотил феноменальное состояние.

Star Wars (29)

И даже музыкальный мир не смог отвертеться. Диско-обработка музыки из фильма, выполненная аранжировщиком Meco в течение нескольких недель возглавляла (!) чарт Биллборд. Кроме того, заглавная композиция, выпущенная в виде сингла, стала самым продаваем инструментальным синглом всех времён.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Звёздные войны» — несомненный «водораздел», изменивший и повлиявший на всю индустрию.

Так, именно изобретённую Лукасом концепцию «потасканного будущего» тот же Ридли Скотт успешно применил в «Чужом» и «Бегущем по лезвию». Среди других «впечатлившихся» можно смело назвать Питера Джексона, Роланда ЭммерихаКевина СмитаКристофера НоланаДэвида Линча

Но круче всех отжёг Джеймс Кэмерон, который бросил работу водителя грузовика, чтобы всецело посвятить себя кинопроизводству! А что ты сделал для хип-хопа в свои годы?!


Копирование материалов возможно
только c указанием активной ссылки на geexfiles.com.

Алексей Турчин

Алексей Турчин

Пришел сюда жевать жвачку и рассказывать про кино... и всю жвачку уже пережевал.
Алексей Турчин
Alex Turchin

About Алексей Турчин

Пришел сюда жевать жвачку и рассказывать про кино... и всю жвачку уже пережевал.